В последние годы цифровизация стала неотъемлемой частью развития различных секторов экономики, в том числе и для предприятий дорожной отрасли. Внедрение цифровой среды в строительстве позволяет повысить точность планирования, сохранять темпы строительства и управлять проектами в рамках заложенных смет и сроков.
В этом направлении идут многие регионы и организации, некоторые из них могут задавать и определять тренды. Сегодня у нас есть возможность посмотреть на цифровую трансформацию на примере компаний АО «Вятавтодор» и АО «Чимбулатский карьер», находящихся в ведении Минтранса Кировской области, которые начали переход в начале 2023 года. Инициатором внедрения цифровой среды стал губернатор Кировской области Александр Соколов.
Далее в статье мы рассмотрим все детали этого процесса с точки зрения его инициатора и руководителей обеих компаний, узнаем о ключевых вызовах, с которыми они столкнулись, о текущем состоянии проектов внедрения, а также об используемых ими программных продуктах.
Предпосылки к внедрению цифровой среды
Для каждой отдельной компании первопричиной для перехода на цифровые инструменты планирования и управления могут стать разные факторы. Так, по инициативе губернатора Кировской области Александра Соколова Заместитель Председателя Правительства Алексей Жердев совместно с Министром транспорта Алексеем Петряковым приступили к модернизации устаревшей системы планирования, которая не давала должного уровня точности для выполнения строительных объектов федерального масштаба. До 2023 года в основу бизнес-планирования ложились показатели предыдущих лет и отсутствовала привязка к реальным показателям. После внедрения цифровых инструментов для ресурсного планирования перспектива реализации проектов стала понятной и прозрачной, и у компаний появилась возможность экономить ресурсы.
Выбор программных продуктов основывался на необходимости получить быстрый и качественный результат в условиях высокой загруженности компаний: АО «Вятавтодор» занимает 80% рынка региона по поддержанию эксплуатации автодорог, а также вовлечено в их реконструкцию и строительство. АО «Чимбулатский карьер», в свою очередь, является крупнейшим производителем щебня, 30% которого поставляется напрямую АО «Вятавтодор».
«Когда я вступил в должность министра транспорта Кировской области, одной из ключевых поставленных передо мной задач было повышение эффективности деятельности компаний АО «Вятавтодор» и АО «Чимбулатский карьер», собственником которых является Кировская область, — рассказал министр. — Опираясь на свой управленческий опыт в дорожной отрасли, решил, что для реализации поставленной задачи, прежде всего, необходима организация качественного процесса планирования, позволяющего обеспечить прозрачное формирование бизнес-планов бюджетов и создание на этой основе системы контроля за деятельностью компании. На совете директоров акционерных обществ перед предприятиями были поставлены задачи исследовать рынок программных продуктов, способных решить эти прикладные задачи».
В итоге менеджерами компаний был предложен вариант с использованием нескольких программных продуктов, так называемых интегрируемых сервисов. Один из них предназначался для формирования производственных планов в виде графиков производства работ, бюджетов доходов и расходов (БДР) и бюджетов движения денежных средств (БДДС) на основе ресурсного планирования и формирования собственного справочника норм расходования ресурсов по видам работ. Второй представлял собой сервис по учёту работы и анализу эффективности работы техники, а третий — BI-платформу для визуализации данных в любом виде на любых видах гаджетов (смартфоны, планшеты, компьютеры).
Запуск этих сервисов предусматривался поэтапно, с последующим объединением в единое информационное пространство. После исследования рынка совет директоров остановился на следующих сервисах:
- АИС Стройка ПРОФ для ресурсного планирования. Программный продукт состоит в Едином реестре российского ПО для ЭВМ и БД и рекомендован к применению в строительной отрасли
- Fort Monitor в качестве системы для контроля автотранспорта и стационарных объектов
- FineBI для визуализации данных из систем АИС Стройка ПРОФ и Fort Monitor в виде дашбордов
Применение именно интегрируемых сервисов обеспечило оптимальную цену как самих программных продуктов, так и процесса внедрения, и дало возможность поэтапно запускать сервисы, не перегружая персонал компаний.
«При выборе программных продуктов одно из условий, которые мы ставили перед разработчиками, заключалось в наличии в их команде специалистов, имеющих опыт не только во внедрении программных продуктов, но и непосредственно в управлении компаниями в дорожной отрасли. Такое требование к разработчикам оправдало себя в дальнейшем при реализации проектов», — добавил Алексей Петряков.
Дорожная карта по внедрению новых цифровых решений
Михаил Федяев, управляющий партнёр компании-разработчика системы ресурсного планирования АИС Стройка ПРОФ, ставшей основным инструментом в достижении поставленных целей по цифровизации, рассказал о стратегии внедрения их продукта в компаниях «Вятавтодор» и «Чимбулатский карьер», а также о состоянии проекта внедрения на данный момент.
Стратегия внедрения, или дорожная карта, состоит из 4 элементов.
- Начать с одного филиала и масштабировать систему по всей структуре АО «Вятавтодор».
Заключается в применении опыта внедрения АИС Стройка в одном из филиалов АО «Вятавтодор» на всех остальных. Этот процесс начинается с заполнения «Матрицы ответственности», документа, который перечисляет, какие именно действия и функции в системе должен выполнять каждый отдельный специалист. Документ составлен самими разработчиками системы АИС Стройка — Инжиниринговым бюро УСБ.
«Матрица ответственности» даёт возможность быстро выстроить бизнес-процессы в компании. Мы хорошо знаем функционал нашей системы, а также что в компании есть планировщик, экономист, администратор системы, логисты, которые отвечают за поставку и формирование стоимости материала. В общем, люди с разным функционалом. И чтобы выстроить бизнес-процессы, мы этот функционал закрепляем в нашей системе», — объяснил Михаил Федяев.
- Обучить сотрудников АО «Вятавтодор» навыкам работы в АИС Стройка.
В каждом филиале компании «Вятавтодор» обучение проходят как минимум 2 специалиста. После завершения курса они совместно со специалистом Инжинирингового бюро УСБ начинают выстраивать процесс планирования.
- Создание ресурсных моделей по значимым строительным объектам АО «Вятавтодор» с помощью АИС Стройка.
Рассматривается два варианта создания таких моделей.
В первом варианте работа возлагается на плечи совместной команды специалистов АО «Вятавтодор» и специалистов компании-разработчика системы АИС Стройка — Инжинирингового бюро УСБ. Преимущества данного подхода заключаются в детальном погружении в процесс команды АО «Вятавтодор».
Во втором варианте ресурсные модели создавались бы только силами команды специалистов из Инжинирингового бюро. В таком случае процесс создания моделей проходит быстрее, качественнее, и руководители компании-заказчика получают независимую оценку своих бизнес-процессов со стороны.
АО «Вятавтодор» был выбран первый вариант.
- Адаптация норм для производственного планирования.
В ходе адаптации происходит переработка норм расходования ресурсов, созданных на основе ГЭСН, с учетом производительности и ресурсов филиалов АО «Вятавтодор» и создание Корпоративного справочника норм расходования ресурсов компании.
«Мы сейчас находимся в состоянии масштабирования ресурса по филиалам, — прокомментировал Михаил Федяев. — С каждым филиалом работаем отдельно. В марте два или три филиала уже должны перейти на самостоятельную работу и начнут вести всё своё планирование в системе. И затем формировать в рамках своего филиала календарный план работ на месяц, на квартал или на год».
Текущее состояние проектов внедрения с точки зрения руководителей компаний «Вятавтодор» и «Чимбулатский карьер»
Руководители компаний, в которых происходят изменения, также поделились своей точкой зрения на текущее состояние проектов внедрения цифровой среды в их организациях. Так, генеральный директор АО «Вятавтодор» Алексей Владимирович Вепрев прокомментировал:
«На сегодня мы находимся в активной фазе внедрения производственного и ресурсного планирования, с формированием бюджетов доходов и расходов (БДР) и бюджетов движения денежных средств (БДДС). Работы ведутся по утвержденной дорожной карте. Поэтапно внедряем программные продукты в каждом филиале компании.
В марте-апреле часть филиалов уже перейдёт на самостоятельный режим работ, без участия интегратора. Уже имеем возможность формировать управленческую отчетность по этим филиалам, календарные графики, потребность в ресурсах, БДР и БДДС на месяц, квартал или год, и вести план-фактный анализ как отдельного проекта филиала, так и по портфелю проектов. В четвертом квартале будем видеть уже всю компанию в целом и в разрезе каждого филиала.
Также планируем перенести всю управленческую отчетность на цифровые дашборды. Это даст возможность получать информацию об эффективности использования техники, план-фактный анализ экономических показателей проекта и компании в целом и много другой информации в режиме онлайн, чтобы принимать более качественные управленческие решения. Собственнику, в лице Минтранса Кировской области, также будет предоставлен доступ к дашбордам. Таким образом мы обеспечим отчетность перед советом директоров акционерного общества также в режиме онлайн. Перечень показателей для визуализации на дашбордах уже определён и согласован, и будет оформляться по мере возможности формирования данных для расчета показателей».
Со стороны АО «Чимбулатский карьер» комментарий дал заместитель генерального директора по логистике и сбыту Сергей Владимирович Ванеев:
«Мы работаем с сервисом АИС Стройка ПРОФ. В программный продукт занесены, на сегодняшний день, плановые показатели бизнес-планов на 2023-2024 годы, внесены фактические данные по производству и реализации на 2023 год. Также выстроен бизнес-процесс по сбору факта по всему процессу: от карьера и переработки до продажи.
Во второй половине года планируется автоматизация загрузки данных в программный продукт, что упростит работу персонала. В марте-апреле все данные управленческой отчетности будут визуализированы на BI-платформе в виде дашбордов, что позволит генеральному директору и собственнику акционерного общества в лице Минтранса увидеть информацию об объёмах производства, реализации экономических показателей компании в режиме онлайн.
АИС Стройка ПРОФ — эффективный инструмент ресурсного планирования и управления себестоимостью, но предназначен больше для строительных организаций. У нас есть договорённость с разработчиками, что по итогу данного проекта мы сформулируем свои дополнительные требования к программному продукту, а разработчик выпустит версию для карьерного бизнеса.
Что касается выбора программного продукта, то он был обусловлен экономически. Так как у нас тесные деловые связи с АО «Вятавтодор», нам было предложено протестировать выбранное ими решение. После тестирования нашими специалистами мы сделали заключение, что программный продукт достаточно гибкий и может быть настроен под наши процессы. И разработчик идёт нам на встречу и готов доработать продукт под реалии бизнеса по добыче ископаемых».
По словам Михаила Федяева, пожелания по доработке функционала АИС Стройка ПРОФ приходят им в каждом проекте, так как в каждой компании есть свои устоявшиеся бизнес-процессы. Мелкие запросы, например, по изменению инструментов формирования отчётности, могут быть реализованы прямо в текущем проекте путем настройки. А вот более глобальные, затрагивающие приведение продукта и отдельных характеристик в соответствие с актуальными потребностями клиента, требуют формирования сложного технического задания и анализа, по результатам которого совместно с заказчиками принимается решение о целесообразности и сроках доработки.
Дальнейшие планы и ожидаемые результаты
В завершение министр Кировской области Алексей Петряков также поделился своими пожеланиями по доработке созданной на данный момент цифровой среды компаний и общими ожиданиями от запущенного им проекта по цифровизации акционерных обществ:
«Для меня этот проект — первый этап построения фундамента для дальнейшей цифровизации компаний, которая необходима при работе с внешней средой: информационными моделями или цифровыми платформами заказчиков.
Также вижу возможность расширения функционала созданной системы за счёт интеграции с другими сервисами, например, для работы с исполнительной документацией или сметами, которые будут взаимодействовать с уже внедрёнными.
Ожидаю, что бизнес-планы на 2025 год будут утверждаться уже в другом методологическом формате, что сделает их ещё более прозрачными. А также, самое главное, ожидаю получить инструмент управления верхнего уровня, который позволит контролировать показатели деятельности компании в режиме онлайн».