ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМПОРТНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СТАЛО СЕРЬЕЗНОЙ ПРОБЛЕМОЙ ВО МНОГИХ СФЕРАХ ЭКОНОМКИ. В ЭТОЙ СВЯЗИ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АКТИВИЗИРОВАЛИ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ РАЗРАБОТЧИКИ ПО. ТАК, НА РЫНКЕ ПОЯВИЛСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И ОПТИМИЗАЦИИ БИЗНЕСА СТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПАНИЙ. ПОДРОБНЕЕ ОБ ЭТОМ ИННОВАЦИОННОМ ПРОДУКТЕ — В ИНТЕРВЬЮ С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ ООО «СПБ ИНЖИНИРИНГОВОЕ БЮРО УСБ» МИХАИЛОМ ФЕДЯЕВЫМ.

 Михаил Федяев 

Журнал «ДОРОГИ. Инновации в строительстве» №110, июнь 2023

 

― Михаил Владимирович, ваша компания занимается разработками программного обеспечения. Насколько это направление сегодня востребовано?

― Сегодня тема внедрения ТИМ-технологий в строительстве очень актуальна. В этой связи созданы различные структуры, которые призваны находить и внедрять эффективные корпоративные разработки, позволяющие решать вопросы информационного моделирования. Это очень важно, потому что до недавнего времени на рынке, по сути, были только разработчики иностранных программных продуктов. Отечественное ПО, в большей степени, развивалось как корпоративное ― крупными компаниями, которые инвестировали в собственные разработки для своих нужд. В этой связи Национальное объединение организаций в сфере технологий информационного моделирования (НОТИМ) в течение прошлого года как раз активно работало над тем, чтобы выявить решения частных российских разработчиков, способных заменить различные зарубежные аналоги.

― Что, конкретно, может предложить рынку ваша компания?

― Сначала подчеркну, что Санкт-Петербургское Инжиниринговое Бюро управления строительным бизнесом предлагает программные продукты, как видно из нашего полного названия, именно для строительных организаций. В частности, мы разработали собственную методологию «СУПРИМ» («Система управления ресурсами и интерактивный мониторинг») для создания так называемых экспертных норм и их адаптации к требованиям конкретной компании. В рамках этой системы мы создали различные инструменты и продолжаем их развивать. Один из них ― программный продукт «АИС Стройка ПРОФ», который мы запатентовали и зарегистрировали в реестре Минцифры. Работать с ним помогает предлагаемая нами система интерактивного мониторинга, которая нацелена, в первую очередь, на собственников и топ-менеджеров компаний.

― Какие задачи помогает решать ваш продукт? В чем его преимущество?

Жизненный цикл объекта, как известно, включает в себя этапы проектирования, строительства и эксплуатации. Стадия проектирования в России уже хорошо охвачена, именно на этом этапе реально происходит переход на цифровизацию. На стадии строительства, однако, нужны различные новые сервисы для решения подрядчиками своих практических задач. Это могут быть вопросы экономики, логистики, учета и т. п. Поэтому такие сервисы должны быть синхронизированы и с информационной моделью, которая создается на стадии строительства, и с внутренней средой компании.

Так вот, наш программный продукт соответствует всем требованиям, которые изложены в классификаторе строительной информации, рекомендованном Минстроем России. Он создан на базе 1С, и это позволяет его легко интегрировать с внутренней средой. Он решает вопросы экономики. Еще на начальной стадии реализации проекта он позволяет определить себестоимость работ и тем самым оценить рентабельность проекта, целесообразность участия в нем. Далее, на стадии строительства, программный продукт позволяет правильно осуществлять постоянный мониторинг, видеть состояние проекта, по сути дела, в режиме онлайн. Так отслеживается экономика проекта, под которой я подразумеваю учет и анализ изменений внешних факторов. Например, в процессе строительства может поменяться цена на материалы и конструкции, а также изменение объемов работ и технологии. Все эти данные вносятся в программу, и мы получаем возможность пересчитать финансовые показатели с учетом обновленной информации, то есть получить текущее состояние экономики проекта.

― Какую экономическую выгоду получает компания, применяя этот продукт?

― Предлагаемый нами сервис позволяет, во-первых, создать в компании собственный справочник норм потребления ресурсов (трудовые кадры, механизмы, материалы) по видам работ. Что это такое? Каждая организация имеет свои особенности, и если мы возьмем с десяток компаний, которые выполняют один и тот же вид работ, то выяснится, что все по-разному тратят свои ресурсы, объем которых тоже будет отличаться. Это зависит от квалификации и инженерного состава, и рабочего персонала, от наличия той либо иной техники и от ее состояния. Так вот, наш программный продукт «АИС Стройка ПРОФ» позволяет создать корпоративные справочники с привязкой к конкретной компании, на основе которых можно определять потребность в ресурсах для конкретного проекта и создать ресурсную модель на период строительства.

Через потребность в ресурсах определяется себестоимость, и при любом изменении в их потреблении мы вносим корректировки и тем самым, по сути, управляем себестоимостью проекта.

Большинство компаний считают проект только на старте, а дальше, образно говоря, они входит в темный тоннель. И они не выйдут из этого тоннеля, пока завершат весь проект. В ходе реализации проекта они не понимают, какое количество ресурсов потратят, и не могут контролировать свои затраты. Только сдав объект, они смогут понять, рентабельно ли сработали ― и, если да, то с какой рентабельностью. А наш программный продукт изначально позволяет «зажечь свет в этом тоннеле» и в режиме онлайн видеть состояние экономики и стоимость проекта. Например, повысилась цена металла. Мы вносим эти изменения в программу, пересчитываем все в считанные минуты, видим новое состояние проекта, можем заранее спрогнозировать убытки и заблаговременно принять меры.

Во-вторых, наш программный продукт позволяет выстроить бизнес-процессы, связанные непосредственно с работой бюджетного комитета. Любая уважающая себя строительная компания имеет в своей структуре управления так называемый бюджетный комитет. Он может быть формализован, либо не формализован, но он существует у всех. Когда руководитель проекта рассчитывает бюджет на месяц или до конца проекта, он должен этот бюджет защитить у вышестоящего руководства. Как раз наш продукт позволяет выстроить такой процесс качественно. Если же компания ведет одновременно несколько проектов, то мы можем видеть отдельно экономику каждого из них, экономику направления либо группы проектов, всего портфеля проектов. Поэтому и создается бюджетный комитет. Мы, собирая информацию и планируя на уровне руководителя проекта, видим бюджет всей компании. Это очень удобно для корпоративного управления. И, конечно же, наш продукт также упрощает работу руководителя проекта для формирования своих бюджетов. Но основная цель ― это сформировать бюджет компании до конца проекта. В целом продукт, соответственно, в данном случае нацелен главным образом на собственников бизнеса, на топ-менеджеров.

― Что можете сказать о стоимости продукта? Насколько он доступен, в частности, для среднего бизнеса?

― Прежде, чем говорить о цене, хотелось бы сказать о том, какой экономический эффект дает этот программный продукт.

Очевидно, что для того, чтобы выстроить правильное управление экономикой предприятия, нужно взять под контроль потребление ресурсов. Определив для них норму и отслеживая их потребление, сравнивая план с фактом, можно принимать управленческие решения, влиять на производительность компании. Когда мы правильно используем этот продукт совместно с системой мотивации, мы мотивируем ключевых специалистов на нормативное потребление ресурсов. Доказано, что в итоге строители сокращают издержки как минимум на 10%.

А теперь уже о стоимости и об особенностях использования предлагаемого нами решения. Многим компаниям мы не рекомендует приобретать наш программный продукт на первоначальном этапе. У нас есть сервис в виде шеринга (аренды) ПО. База разворачивается на защищенных серверах, контролируемых нами. Компании дается удаленный доступ, и она успешно работает в таком режиме. Мы, соответственно, обслуживаем эту ее базу. Стоимость такой услуги ― незначительная, сопоставимая с оплатой труда одного специалиста на предприятии. В то же время использование нашего программного продукта, в зависимости от объема бизнеса, сокращает необходимость содержания минимум одного сотрудника.

Добавлю, что «АИС Стройка ПРОФ» позволяет работать как автономно, так и интегрированно. Во втором случае, если крупное предприятие хочет сохранить конфиденциальность данных, то оно начинает задумываться о приобретении продукта. Когда клиент принимает решение об общей интеграции со своей учетной системой, мы просто перемещаем всю наработанную базу на сервер компании без потери какой-либо информации. Для специалистов, которые работают с этой базой, процесс интеграции происходит незаметно. Наоборот, с каждым ее шагом и этапом их работа упрощается, потому что часть информации будет автоматически загружаться в систему, исключая двойной ввод данных.

― Вы говорили, что продукт ориентирован, прежде всего, на собственников бизнеса и топ-менеджеров. Тут возникает вопрос о другой доступности ― легко ли руководители, не являющиеся специалистами в области высоких технологий, освоят работу в этой системе?

― Конечно, любая программная среда, тем более 1С, в которой написан наш продукт, для профессиональной работы в ней требует обучения, соответствующих знаний и навыков. Мы задумывались над тем, что для топ-менеджеров в строительной отрасли нужна упрощенная система получения информации, которая для них должна доходить без посредников. Ведь помощники и замы имеют возможность фильтровать информацию по своему усмотрению и, соответственно, реальная картина может исказиться. Поэтому нужна такая система, при которой

отчеты создаются в режиме онлайн. Для этого у нас есть разные подходы, один из них реализован напрямую в 1С. У нас настраивается стол руководителя (или собственника), который в удобном для него режиме ― либо в табличной форме, либо в виде графиков ― получает информацию о проекте или о компании в целом. Это некие ключевые показатели (выполнение плана, текущая рентабельность), по которым он контролирует бизнес.

«Онлайн-столы» могут настраиваются также для конкретного потребителя, для конкретной компании-партнера, а в целом, с различными уровня доступа, работать в единой системе. Такая идея у нас тоже реализована.

Учитывая неоспоримые преимущества работы с нашим продуктом, рынок начинает проявлять к нему все больший интерес. Сегодня, если говорить о дорожном строительстве, наш продукт уже используют Московский областной дорожный центр (дочернее предприятие «Мостостроительной компании 1520»), группа компаний «Альянс», Вятавтодор.

ООО «Санкт-Петербургское Инжиниринговое Бюро Управления Строительным Бизнесом» г. Санкт-Петербург
Тел.: +7 (921) 961-20-07
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
metodsuprim.ru

Беседовала Регина ФОМИНА
Журнал «ДОРОГИ. Инновации в строительстве» №110, июнь 2023

Оригинал статьи .PDF